Новости сайта

Учебно-новогоднее обращение учителя музыки Алексея Сергеевича Виноградова к родителям учащихся

 
А. С. Виноградов
Учебно-новогоднее обращение учителя музыки Алексея Сергеевича Виноградова к родителям учащихся
от Виноградов Алексей Сергеевич - Вторник, 12 Сентябрь 2017, 22:03
 

Уважаемые товарищи родители!
Мне хочется поприветствовать вас в начале нового учебного года. Для тех, кто со мной не знаком, разрешите представиться. Меня зовут Алексей Сергеевич Виноградов. Я являюсь учителем музыки Раменской школы № 1. Моё обращение адресовано, прежде всего, родителям учащихся вторых классов, поскольку именно со второго класса мы начинаем с вами активно взаимодействовать. Однако всё, что будет мною сказано, в такой же степени относится и к родителям третьих, четвёртых и последующих классов, в которых преподаётся предмет «музыка».
В начале своего сообщения я хочу привести отрывок из книги одного из уважаемых мною людей – культуролога Михаила Казиника. Этот замечательный человек, музыкант, писатель, радиоведущий в своей книге под названием «Тайны гениев» рассказывает удивительную историю, произошедшую в начале XX века.

Это было в 1913 году.
Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии, приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди. Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме пяти нотных линеек и четырех нот: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала:
– Дядюшка, я знаю, что здесь написано. Ноты на медальоне означают: «Я люблю Вас».
И вот здесь возникает вопрос.
Вы представляете себе, КАК УЧИЛИ ЭТУ ДЕВОЧКУ, если она, увидав четыре ноты,
пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
И начинается это ариозо – словами «Я люблю Вас» и четырьмя нотами, которые девочка и увидала на дядюшкином медальоне.
Оказалось, что этот медальон – столь оригинальное признание в любви, когда-то полученное дядюшкой в подарок от своей невесты перед их свадьбой.
Но вы подумайте, ведь девочке только 11 лет!
Каким же образом ее успели ТАК НАУЧИТЬ?
И не в специальной музыкальной школе, и не в музыкальном колледже, а в нормальной русской гимназии, да еще в начальных классах.

Я уверен, что этот случай может показаться весьма удивительным на фоне того уровня общего музыкального образования, который мы сегодня имеем. Ведь каждый, кто когда-то учился в советской школе, не понаслышке знает, что собой представляли уроки музыки. Между тем, при знакомстве с историей музыкального образования в России, нам открывается любопытная закономерность. На протяжении десятков лет музыкальное образование постепенно вытеснялось из школьных программ, пока не было сведено к полному минимуму. Об этом свидетельствуют образовательные реформы, которые проводились в дореволюционной России и в советское время. Что явилось причиной «задвигания» музыки на задний план? Кому и зачем это было нужно? Эти вопросы – предмет отдельного разговора. Однако важно понимать, что цель музыкального воспитания не ограничивается лишь формированием художественно-эстетического вкуса и всесторонней эрудированности человека.
Правильное и полноценное музыкальное воспитание необходимо для гармоничного развития личности ребёнка, которое включает в себя эмоциональную сферу и интеллектуальные способности.
Дело в том, что занятия музыкой, как никакие другие занятия активизируют оба полушария головного мозга. Когда мы осмысленно слушаем музыку, активно развивается правое полушарие, которое отвечает за эмоции, чувства, воображение, интуицию. Когда же мы исполняем музыку по нотам или по памяти, тренируется и правое и левое полушарие, которое отвечает за логику, координацию, математические и вербальные способности. Поистине музыкальные занятия могут принести немало пользы, если к ним осознанно относиться.
Какие способности развивает современная система образования? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден. Это логическое мышление и все, что связано с ним. Но означает ли это, что потенциал, которым обладает правое полушарие, развивать не нужно? Было бы большим заблуждением так считать.
Здесь невольно вспоминаются знаменитые слова Василия Сухомлинского, который говорил, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека.
Современные общеобразовательные программы по музыке, безусловно, несут в себе этот принцип.
Давайте познакомимся с требованиями по предмету «музыка», а также с некоторыми удобными возможностями в изучении данного предмета в нашей школе. Итак, обо всём по порядку.
На каждый урок музыки учащийся должен приносить четыре предмета: тетрадь и учебник, дневник и ручку. Тетрадь по музыке – это обычная школьная тетрадь любого формата. Записи в рабочей тетради должны вестись систематически, разборчиво и аккуратно. Исписанные тетради необходимо сохранять до окончания учебного года. При отсутствии тетради на уроке необходимо выполнить записи на листке или в черновике, а затем перенести их в рабочую тетрадь.
Аттестация учащегося за четверть возможна только при наличии трёх и более текущих оценок.
Для накопления текущих оценок на моих уроках используется система устного опроса, которая включает в себя устные ответы на вопросы и пение. На уроках музыки также используется система интерактивного опроса с кнопочными пультами, дающая возможность мгновенно собрать ответы на вопросы у всего класса.
Помимо текущих оценок в течение каждой четверти проводятся плановые проверочные работы — викторины и тесты, о которых Учитель объявляет заранее.
Вам, как родителям, необходимо удовлетворить минимальные технические требования по предмету «музыка» — это возможность прослушивания музыкальных произведений дома. Для этой цели подойдёт любое звуковоспроизводящие устройство.
Для подготовки к викторинам учащиеся могут получить в школьной библиотеке аудиоприложение к учебнику с записями всех музыкальных произведений на диске. Также это аудиоприложение можно скачать на образовательном сайте «Мастер Музыки». На данном сайте можно сдавать викторины, тесты, работать с нотной хрестоматией, а также самостоятельно изучать материал.
Обращаю ваше внимание, что использование образовательного ресурса «Мастер Музыки» не является обязательным, а скорее носит рекомендательный характер. Все необходимые материалы по предмету предоставляются в школьной библиотеке (на диске) или учителем (на флеш-накопитель). Решение использовать или не использовать ресурс «Мастер Музыки» не повлияет на оценки учащихся.
Однако стоит учесть, что выполняя задания дома, учащийся освобождается от возможного психологического стресса на уроке, поскольку время на уроке всегда ограничено.
Уважаемые товарищи родители, при возникновении вопросов вы всегда можете обращаться ко мне удобным вам способом: через систему «Школьный портал», через сайт «Мастер Музыки», по электронной почте, через социальную сеть Вконтакте, лично в рабочее время. Я бываю в школе во все рабочие дни, кроме пятницы. Время для общения с вами – с 13:20 до 14:00.
Желаю вам и вашим детям успехов в новом учебном году, в том числе, в изучении предмета «музыка».
До новых встреч!

Рекомендованная литература для родителей