Сольфеджирование на уроках музыки

Необходимость обучения детей пению по нотам, заключается в том, чтобы в дальнейшем использовать это умение при разучивании песен, а также пропевании музыкальных тем изучаемых произведений. Это способствует качественному усвоению музыкального материала, развитию интеллект а и памяти, освоению обучающимися музыкальной грамоты. В своей педагогической практике я ввожу данную форму работы уже в первом классе и провожу её на постоянной основе во всех последующих классах.

После знакомства учащихся с нотами и системой записи музыки (тема «Музыкальная азбука» в УМК «Музыка» Е. Д. Критской и тема «Водят ноты хоровод» в УМК «Музыка» В. В. Алеева) на уроках, а также на занятиях внеурочной деятельности учащимся демонстрируются мультипликационные фильмы про ноты ( «До, ре, ми, фа…», «Смешарики учат ноты» и др.), после чего начинается работа по изучению нотной грамоты. Материалом для сольфеджирования служат произведения, предназначенные для прослушивания и разучивания на уроках музыки: песни, музыкальные темы произведений. При этом нотный текст, предназначенный для сольфеджирования выводится на экран. Для выведения нотного текста на экран я использую компьютерную программу — редактор нотного текста Muse Score. Именно в этой программе набираются нотные примеры, которые потом вставляются в презентации в программе Power Point. В основе работы над сольфеджированием я использую технологию Б. С. Рачиной «Алгоритм сольфеджирования». В данной системе предлагается следующий алгоритм. Чтобы облегчить ребенку задачу сольфеджирования, необходимо разделить ее на несколько этапов:

• Анализ метро-ритмической структуры: сюда входит определение размера, чтение ритма с названиями ритмослогов, определение количества фраз и их сравнение по ритму.

• Чтение нотной записи: с какой ноты начинается, какие еще встречаются ноты, какой нотой кончается.
Чтение нотной записи в ритме, сравнение фраз по нотной записи.

• Анализ интонационный: определение тоники, тональности, лада, выявление знакомых интонаций и наиболее сложных интонаций, слуховая настройка на тональность , в которой также подготавливаются и пропеваются ключевые, наиболее сложные интонации, сравнение фраз по интонационному признаку.

• Сольфеджирование в ритме без сопровождения, с поправками и повторами. • Исполнение записанной мелодии
с текстом, который перед этим пропевает, а затем читает педагог. Алгоритмическую последовательность необходимо выполнять
каждый раз, не изменяя порядок работы. Естественно, что по мере освоения навыка сольфеджирования работа внутри каждого этапа будет как бы сжиматься, сворачиваться, становиться все менее подробной, но сами этапы обязательно сохраняются. В дополнение к данной методике мною разработана система опорных подсказок названий нот для учащихся на начальном этапе обучения. Эта система, при регулярном использовании, ускоряет процесс запоминания названий и расположений нот на нотоносце. Суть её заключается в том, что на экран с нотным текстом последовательно выводятся названия нот под каждой нотой. При этом эффекты анимации используются таким образом, что название ноты «проплывает» поверх самой ноты. Анимация сопровождается автоматическим озвучиванием каждой в фортепианном исполнении. Таким образом, в поле зрения учащегося попадает
одновременно сама нота и её название. Это неизбежно ведёт к ассоциированию ноты с её названием и звучанием. Задействуются два вида памяти: зрительная и слуховая. После выведения всех названий нот на экран происходит анализ нотного текста. Учитель обращает внимание на музыкальный размер, длительности нот, затем учитель проигрывает на фортепиано
музыкальный отрывок в ритме. Следующим этапом учащиеся хором сольфеджируют отрывок мелодии, ориентируясь на звучание инструмента. В дальнейшем может быть предложено сольное исполнение отрывка отдельными учащимися (как правило, дети с большим энтузиазмом желают принять участие в сольном исполнении). В этот момент все остальные следят за исполнением по нотному тексту и мысленно пропевают ту же мелодию. В заключении, после
многократного исполнения учитель предлагает повторно исполнить мелодию хором.

Музыкальный алфавит
В развитии навыков чтения нотного текста с листа немаловажную роль играет знание так называемого музыкального алфавита. Согласно системе обучения Е. Хайнер (автор системы «Софт Моцарт») музыкальный
алфавит можно разделить на три ступени. 1. Музыкальным алфавит — все последовательности семи нот в комплексе:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До — До Си Ля Соль Фа Ми Ре До

Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре

Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми

Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа

Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль

Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля

Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

2. Ноты могут располагаться через ступень. Эти «терциевые» последовательности образуют второй круг (круг 2):

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До

Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми

Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль

Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си

Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре

Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Круг 2 помогает видеть и прочитывать нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного
проще.

3. Ноты могут располагаться через две ступени. Эти «квартовые» последовательности дают нам третий круг (круг 3):

До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До

Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа

Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си – Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си

Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми – Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми
Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля

Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре – Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре

Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль

Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей, расположение бемолей и диезов. Все остальные сочетания звуков – производные от этих последовательностей, именуемые в музыковедении обращениями. Для упрощения разучивания музыкального алфавита мною были созданы специальные презентации, которые также используются на уроках и занятиях внеурочной деятельности.