О педагогике сотрудничества

Среди многочисленных современных образовательных технологий нельзя обойти вниманием технологию под названием «Педагогика сотрудничества». И первый вопрос, который может возникнуть у читателя, не знакомого с данной концепцией, — о каком сотрудничестве здесь идёт речь? Прочитав немало информации на эту тему, мне стало очевидно, что сотрудничать должны все участники образовательного процесса. А именно учитель-предметник, учащиеся, классный руководитель, родители.

Однако основные аспекты данной технологии направлены
на сотрудничество учителя и ученика. Именно этому вопросу уделяется первостепенное внимание. Какие формы сотрудничества должны иметь место в работе учителя-предметника? Взяв за основу основные идеи В. Ф. Шаталова и Ш. Амонашвили, я увидел несколько идей и принципов, применимых к своему предмету.
Учение без принуждения. Учитель не использует методов принуждения. Вместо этого на занятиях создаются условия, при которых обучающиеся сами проявляют интерес к изучаемому материалу и заданиям, охотно вовлекаются в их выполнение. Такая атмосфера достигается различными способами, среди которых уважительное и доброжелательное отношение к учащимся. Учитель не использует требовательных указаний в своей речи. Вместо
этого в его речи присутствуют просьбы, произнесённые с доброжелательной интонацией.
Трудная цель. Перед обучающимися уже в начальной школе ставятся трудные цели, одна из которых – овладение музыкальным языком. Трудные цели появляются и на самих уроках. Однако, благодаря внушаемой учителем уверенности в её достижение, цель не отпугивает учеников, а наоборот, привлекает. Каждый хочет
достичь чего-то нового, превзойти себя и продемонстрировать классу свои достижения. Это проявляется уже на уроках в начальных классах, например, в пении сложной мелодии.
Идея опоры. В своей работе по изучению предмета я использую визуально-звуковые опорные методы, позволяющие учащимся не терять время на вспоминание того, что они ещё не усвоили хорошо, а двигаться дальше и в процессе деятельности совершенствовать свои навыки. Такая опора необходима в самом начале знакомства с
нотами. Ведь по своей сути музыкальная грамота — это тот же язык, как и любой иностранный язык, только во многом более сложный. Поэтому, как и при изучении иностранного языка, учитель должен использовать всевозможные «переводы» непонятной нотной записи на понятный язык слов. Со временем такая необходимость отпадёт естественным образом. Эта идея заимствована мною из книги Е. Хайнер «Стать талантливым музыкантом? Легко!», в которой
описываются опорные точки в системе обучения игре на фортепиано «Софт Моцарт» (наклейки на клавиши фортепиано с картинками и буквами). Говоря об идее опоры, необходимо назвать ещё один немаловажный принцип, описанный Е. Хайнер. Это принцип постепенности, при котором каждый новый вид деятельности должен опираться на уже отработанный навык. Например, беглому чтению нотного текста предшествует изучение музыкального алфавита и нотной азбуки.
Идея свободы выбора. В процессе работы каждый ученик может самостоятельно выбирать задания соответственно своим предпочтениям и уровню сложности.
Метод «Учимся вместе». При выполнении некоторых заданий учащиеся разбиваются по парам или по группам 3-4 человека. Каждая группа получила одно задание, которое является частью общей темы. В условиях мобильного компьютерного класса (25 ноутбуков), при выполнении ряда заданий учащихся целесообразно объединить по парам на один ноутбук.