Музыкальное сознание: понятие, исторические формы и уровни функционирования

Введение

Важнейшей ролью современного массового музыкального образования является музыкальное воспитание подрастающих поколений, формирование художественно-эстетического вкуса, гармоничного развития личности учащихся.

Эти и другие задачи в рамках общеобразовательной школы реализуются посредством преподавания предметов художественно-эстетического цикла, таких как музыка, изобразительное искусство, МХК и др. К сожалению, в современной системе массового образования роль искусства остаётся недооценённой. Это в достаточно большой мере относится к искусству музыкальному. Среди многих проблем этого явления одной из главных является качество преподавания предмета «музыка» в общеобразовательной школе.

Актуальность данного исследования для педагога-музыканта обусловлена необходимостью понимания механизмов психики человека, обеспечивающих адекватное восприятие и понимание музыки. Известным является тот факт, что у каждого нового поколения учащихся неизбежно возникает проблема осознания содержательной сущности музыки. При этом уровень восприятия музыки широким кругом слушателей является важнейшим показателем состояния музыкального сознания, особенностей развития музыкальной культуры общества. Из этого следует вывод о необходимости повышения качества и продуктивности образовательного процесса.

Целью настоящего исследования является приобретение необходимых теоретических знаний в области музыкальной психологии, способных расширить понимание влияния музыки на психику человека, наиболее эффективно и целесообразно организовывать преподавание предмета «музыка» в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

  • Изучить существующую литературу по данной теме;
  • Определить понятие «музыкальное сознание»;
  • Выявить исторические формы и уровни функционирования музыкального сознания.

В настоящее время проблема музыкального сознания освещена в ряде научных трудов, среди которых наиболее полно раскрыта в диссертациях А. В. Тороповой «Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие» и «Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания». Существует ряд учебных и методических пособий, в большей или меньшей степени касающихся вопроса музыкального сознания. К этим трудам относятся: учебное пособие под редакцией Э. Б. Абдуллина «Методическая культура педагога-музыканта», учебное пособие В. И. Петрушин «Музыкальная психотерапия. Теория и практика», монография В. В. Бочкарева «Психология музыкальной деятельности» и другие. Помимо научных работ и учебных пособий, проблема музыкального сознания в более широком её понимании затрагивается и в произведениях ненаучного характера, среди которых книги, написанные музыкантами и музыкальными критиками, а также ряд документальных фильмов. Настоящее исследование опирается на перечисленные выше работы, а также на другие источники, в том числе публикации в сети интернет. Настоящее исследование проводилось с профессиональной позиции учителя музыки общеобразовательной школы, поэтому в нём нашли отражение взгляды автора на проблемы современной музыкальной педагоги в контексте данной профессии.

  1. 1.    Понятие «Музыкальное сознание»

Понятие «музыкальное сознание» в различных научных трудах трактуется по-разному, в зависимости от профессионального контекста. Согласно определению А. В. Тороповой понятие «музыкальное сознание» определяется в узком и в широком смысле: «1. В узком смысле — пластичная совокупность образов и процессов, сопровождающих порождение и восприятие музыкальных явлений и основанных на присвоении музыкальной культуры как общественной формы музыкальных знаков и значений. 2. В широком смысле — антропологическая функция психики, которая есть способность к структурированию содержания сознания (его смыслового наполнения, будь то переживания или когнитивные установки) на вариативной основе сопряжений и соподчинений различных единиц информации (содержательных элементов, образов внешней и внутренней для человека реальности) по образно-смысловым потокам, образующим монодические, полифонические, гомофонно-гармонические, додекафонические, изолировано-пуантилистические и другие схемы внешних и внутренних реалий бытия личности» [1,° С.9].

В психологии принято считать, что музыкальное сознание является составной частью общего понятия «сознание», которое в свою очередь предстаёт как структурная единица психики человека.

Г. М. Цыпин даёт следующую формулировку понятию «музыкальное сознание»: «Музыкальное сознание представляет собой особый, специфический вид сознания человека, который может быть определён как высший, интегрирующий уровень психики, как особая форма психической активности, присущая отдельным индивидам и обществу в целом» [2,° С.282].

Существует и иная точка зрения относительно понятия «музыкальное сознание», сторонники которой полагают, что оно формируются относительно независимо от общего интеллекта человека. Эта позиция аргументируется тем, что музыкальные способности обособлены от других и слабо соотносятся с общим интеллектом, с языковыми, математическими, двигательными или зрительно-пространственными способностями [3,° С.353].

Однако если принять во внимание принцип работы коры полушарий головного мозга, его сложную природу, можно допустить, что обе точки зрения имеют право на существование.

В качестве объекта музыкального сознания можно рассматривать музыкальную культуру в целом, ядром которой выступает музыкальное искусство. Субъектом музыкального сознания может являться, как отдельный человек, так и общество в целом [2,° С.282].

Музыкальное сознание всегда обусловлено жизненными интересами народа или индивидуальности.

Музыкальное сознание конкретного человека — явление уникальное. На его формирование оказывает влияние множество факторов, среди которых музыкальная среда, в которой формируется личность данного индивида. Уровень образования, полученное музыкальное воспитание, возрастные предпочтения и вкусы, а также музыкальные способности — всё это в определённой мере обусловливает музыкальное сознание индивида как конкретную данность.

Ключевую роль в формировании музыкального сознания человека играет музыкальное образование и воспитание. Еще в начале XX века уровень массового музыкального образования в России значительно превосходил современный. Ярким подтверждением этого является рассказ современного культуролога-музыковеда М. Казиника, который в своей книге «Тайны гениев» описывает случай, произошедший в 1913 году: «Одиннадцатилетняя девочка из Московской Ржевской гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой: «Скажи,  ну, пожалуйста, что у тебя написано на медальоне?». Дядюшка всегда носил его с собой на груди.

Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме 5 нотных линеек и четырех нот: соль-диез, си, фа-диез, ми.  Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: «Я знаю, что здесь написано. Ноты на медальоне означают: ”Я люблю Вас”».

Далее автор делает вывод:

«Вы представляете себе, КАК УЧИЛИ ЭТУ ДЕВОЧКУ, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Оказалось, что этот медальон – столь оригинальное признание в любви, когда-то получен ее дядюшкой в подарок от своей невесты перед их свадьбой.

Но вы подумайте, ведь девочке только 11 лет!

Каким же образом ее успели ТАК НАУЧИТЬ. И не в специальной музыкальной школе, и не в музыкальном колледже, а в обычной русской гимназии, да еще в начальных классах» [4,° С.72-73].

Этот рассказ красноречиво свидетельствует о качестве музыкального образования в дореволюционной России. Ведь героине рассказа достаточно было лишь увидеть четыре ноты на медальоне, чтобы, пропев их про себя, понять их смысл.

Говоря о музыкальном сознании общества, необходимо отметить его разнородность, мозаичность и даже калейдоскопичность. Это обусловлено разнородностью самого общества, среди которого встречаются люди разных профессий, возрастов, национальностей и других специфических категорий и групп, формирующих их сознание. Таким образом, музыкальное сознание общества — свойство, присущее всем людям в целом. Его можно классифицировать как профессиональное, любительское, национальное, интернациональное молодёжное и т.д. Общественное музыкальное сознание, как и музыкальное сознание индивида, эволюционирует и трансформируется с течением времени. На его формирование существенное влияние оказывают общественные, социальные, политические, культурологические явления и тенденции, происходящие в обществе. Доказательством этого является сопоставление двух исторических срезов формирования музыкального сознания в нашей стране, которые весьма убедительно раскрыты в документальном фильме «Громкое дело» (АНО культуры кинообъединение «Мастер», 2007 г., режиссёр Н. Воронов).

Так характерной чертой советской музыкальной пропаганды  являлось настойчивое внедрение в массы классической музыки. Выпуск огромными тиражами грампластинок, создание фильмов-опер и фильмов-балетов, радиотрансляции симфонических концертов. Всё это делало доступной классическую музыку для широких масс людей, среди которых были не только представители интеллигенции, но и простые рабочие. Это подтверждает одно из многочисленных писем на радио. Приведём строки из этого письма: «Прошу передать для моей мамы прядильщицы арию Герцога из оперы «Риголетто». И вместе с «мамой прядильщицей» миллионы людей слушали настоящую музыку в исполнении настоящих артистов. Вместе с тем, даже произведения «лёгких жанров» (песни, танцы, саундтреки) советского периода отмечены высокой художественной ценностью и направлены на созидание единства развитых личностей. Так советская музыкальная пропаганда успешно решала задачу общекультурного воспитания и развития своих граждан [9].

В противоположность этому, после распада СССР музыкальная пропаганда диаметрально поменяла свои ориентиры. Вместо классики и высокохудожественного репертуара теле- и радиоэфиры заполняли песни поп-музыкантов в подавляющем большинстве бездарные и примитивные по средствам художественной выразительности, пошлые и низкие по своему эстетическому содержанию. Такая пропаганда дурного вкуса средствами музыки весьма негативным образом отразилась на массовом музыкальном сознании, особенно на сознании молодёжи и подрастающих поколений [9].

В нынешний информационный век общественное музыкальное сознание формируется обилием различной звуковой и музыкальной информацией. Для современного музыкального сознания характерно восприятие музыки не только и не столько как художественного самоценного явления, но во многом как явления прикладного, составляющего звуковой фон, который со временем перестаёт восприниматься. Таким образом, увеличение объёма музыкальной информации способствует обесцениванию музыкального искусства как такового.

Весомую роль в формировании музыкального сознания общества и адекватного отношения к музыкальному искусству играют образовательные программы и концепции, которые реализуются через систему массового музыкального образования. Выдающиеся педагоги-музыканты З. Кодай, К. Орф, Б. Барток, Д. Кабалевский, были убеждены в том, что базовую основу музыкального сознания современного человека, как и общественного музыкального сознания в целом, должна составлять классическая музыка, которая просветляет и облагораживает быт, одухотворяет само существование человека в мире. Не исключая сосуществование в сознании человека других видов музыки: народной, современной песенно-танцевальной, эстрады и др., классическое наследие выступает прочным и надёжным фундаментом музыкального образования и воспитания, который не подвержен ни конъюнктурным веяниям времени, ни быстротекущим изменениям во вкусах и предпочтениях молодежи, ни «гримасам» музыкальной моды [5,° С.263].

Однако какими бы качественными ни были образовательные программы по предметам художественно-эстетического цикла, в том числе и по музыке, сами по себе они ещё не способны решить все проблемы. Первостепенное значение имеют способы, уровни и направления в их реализации [5,° С.263].

Одним из наиболее эффективных принципов в решении как психологических, так и педагогических проблем музыкального образования является деятельностный подход. Музыкальные способности создаются, формируются и развиваются именно в деятельности. Для реализации этого принципа учитель музыки моделирует процесс развития музыкальных способностей обучающихся посредством организации соответствующей музыкальной деятельности, продумывает содержание и формы работы на уроке музыки, методы преподавания, анализирует структуру выполняемых учащимися действий во «внешнем», музыкально-практическом, плане и во «внутреннем», психическом. В процессе такого психолого-педагогического моделирования определяется развивающий потенциал учебно-музыкальной деятельности.

Согласно исследованиям А. В. Тороповой историю музыкальной культуры можно рассматривать как глобальный опыт музыкального сознания человечества. Развитие музыкально-языкового сознания, осуществляется по историческим стадиям (филогенез музыкально-языкового сознания), на основании которых выявляются основные формации музыкального сознания: архаическая, ритуальная (теистическая), художественная и матричная. Основной функцией музыкального сознания является функция символизации переживаний и смыслопорождения в акте интонирования. Отношение к смыслу интонирования изменяется в зависимости от формации музыкального сознания [6,° С.18].

Проведём краткий обзор этих отличий.

Архаическая формация. Возникновение музыкального искусства относится к глубокой древности. Как хорошо известно, искусство в древние времена не существовало в виде самостоятельных  художественных форм, например, танца, музыки, поэзии и др. Отличительной особенностью архаичного искусства, а точнее всей совокупности продуктивной деятельности древнего человека являлась её синкретичность, т.е. принципиальная нерасчленённость, что, прежде всего, было обусловлено недостаточным уровнем развития этой деятельности. Поэтому в архаической формации смысл присутствует повсюду, он растворен в самой жизни и достигается в непосредственном интонировании переживаний [7,° С.39-40; 6,° С.145].

Ритуальная (теистическая) формация. Значительное место в древнем искусстве занимали элементы ритуала, религиозный характер которого в большей или меньшей степени был для того времени неизбежен. Слово рождало образный символ – метафору и миф, важнейшую роль в произнесении этого слова играла вокализация, миф рождал религию. В ритмизированных движениях древних формировались зачатки ритуала — при этом ни слово, ни миф, ни ритуал не обходились без музыки. Смысл в ритуальной формации музыкального сознания «раскрывается», как высшие Образы, лишь в правильном сакральном звуко-интонированном ритуале [7,° С.39-40; 6,° С.145].

Художественная формация. Рассматривая музыку как вид искусства, особый вид творческой деятельности, ремесло, профессию, мы подходим к художественной форме музыкального сознания. Художественный пласт музыкально-языкового сознания отчуждает музыкальные явления в сферу искусства, вынося их в «художественное пространство», управляемое собственными «искусственными», откристаллизовавшимися законами. Таким образом, в художественной формации музыкального сознания смысл создается, творится Автором, Личностью.

Матричная формация музыкального сознания по мысли А. В. Тороповой  нарождается и разворачивания в наше время. Это подтверждает следующая цитата из ее диссертации: «Она характеризуется совершенно новыми для музыкальной культуры в историческом времени чертами: доминантой компиляции музыкальных текстов, вероятностной моделью смыслов (игрой в случайный результат художественных акций – перформансов), утратой индивидуального авторства, сплошным цитированием и аллюзиями». Смысл в этой формации случайно складывается или «выпадает», как в игре вероятностями, рулетке [6,° С.105, 145].

Музыкальное сознание личности — явление сложное и многоуровневое. Понимание его структуры, форм и механизмов функционирования существенным образом облегчает дальнейшее усовершенствование системы музыкально-эстетического воспитания и обучения.

Развитое музыкальное сознание позволяет слушателю воспринимать музыкальное произведение как систему музыкальных образов, посредством которых композитор отражает субъективное восприятие объективного мира, в котором он живет. Кроме того, через восприятия высокохудожественного музыкального произведения музыкальное сознание слушателя общается с общественным музыкальным сознанием определённой культурно-исторической эпохи. В зависимости от степени осознаваемости музыки, а также от степени её сложности и специализированности можно выделить три уровня музыкального сознания: чувственно-эмоциональный (перцептивный), эмоционально-осмысленный и рационально-теоретический [10].

Чувственно-эмоциональный (перцептивный) уровень музыкального сознания личности может рассматриваться как его начальный уровень. Он обнаруживает себя уже на стадии слышания музыкальных звучаний, их восприятия как мелодико-ладовых или ритмических структур. На данном уровне эмоциональные ощущения порождают интонации, как первичные элементы музыкального языка. Восприятие музыки на данном уровне опирается на музыкальный слух, чувство лада, чувство ритма, музыкально-слуховые и интонационно-образные представления.

Эмоционально-осмысленный уровень развития музыкального сознания личности — это уровень, на котором слушатель способен воспринимать не только первичные элементы музыкального языка, но и интонационно-образную структуру музыкального произведения. Данный уровень обеспечивается определённым багажом знаний («интонационным словарём») и зависит от слушательского опыта, который включает в себя знание определённых «стереотипов», «алгоритмов». Эти знания помогают лучше понимать логику музыкального развития, предвидеть изменения в мелодическом или ладогармоническом плане. Эмоционально-осмысленный уровень музыкального сознания предполагает развитость музыкальной памяти, накопленность интонационного тезауруса, сформированность музыкального вкуса, наличие представлений о музыкально-эстетическом идеале, способность давать музыкально-эстетическую оценку.

Рационально-теоретический уровень музыкального сознания личности, как наиболее высокий уровень, предполагает осознание слушателем не только общих эстетических качеств музыкального произведения, но и способность находить в нём выражение содержание эстетических категорий (прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное и т.д.). Важным условием музыкального сознания на данном уровне, помимо развития чисто музыкальных способностей, является уровень эстетической образованности личности, её музыкально-эстетические взгляды и вкусы, сформированность системы эстетических чувств и идеалов. Данный уровень раскрывается посредством взглядов и суждений музыкального сознания. Его основой являются систематизированные и теоретически обобщенные специализированные музыкально-теоретические знания, накопленные в результате разностороннего музыкального развития [10].

Процесс восприятия музыки является формой работы музыкального сознания, в котором задействуется музыкально-слуховая деятельность.

Согласно утверждению Л. Л. Бочкарёва «музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях перцептивном (связанным с восприятием музыки) и на апперцептивном (связанном с ее представлением). Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения» [8,° С.91].

Заключение

Цель и задачи, поставленные в настоящей работе, выполнены. В частности проведена большая работа по изучению рекомендованной литературы по выбранной теме: «Музыкальное сознание: понятие, исторические формы и уровни функционирования». В ходе исследования рассмотрены различные точки зрения, раскрывающие различные смыслы и грани данного понятия, сформулированы определения понятия «музыкальное сознание», выявлены исторические формы и уровни функционирования музыкального сознания. В результате исследования получен определённый объём знаний в области музыкальной психологии. При этом перед нами не стояла задача углублённого и детального рассмотрения проблемы музыкального сознания с сугубо научной позиции музыкальной психологии. Напортив, поиски ответов в данной работе были обусловлены профессиональной спецификой сознания учителя музыки, его потребностями и практической целесообразностью исследуемой темы.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Музыкальное сознание является составляющей частью сознания. Существует   индивидуальное и общественное музыкальное сознание. Объектом музыкального сознания является музыкальная культура, субъектом его может выступать, как отдельный человек, так и общество в целом. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что музыкальное сознание, как индивидуальное, так и общественное подвержено влиянию извне, способно к трансформации и видоизменению.

Существование различных формаций (или исторических форм музыкального сознания) свидетельствует о различной, но весьма существенной роли музыки в жизни человека на разных этапах его развития. В тоже время различные уровни музыкального сознания подчёркивают сложность и многоплановость природы музыкального искусства как такового.

Таким образом, проведённая работа убеждает нас в необходимости качественного музыкального образования и воспитания личности человека, для успешного осуществления которых необходимо использовать имеющиеся знания в области музыкальной психологии и психологии музыкального образования.

Литература

  1. Торопова А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие: автореферат дис. … доктора педагогических наук : 13.00.08, 19.00.01 / Торопова Алла Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. – Москва, 2009. – 58 с.
  2. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700 — Музык. образование / [Э. Б. Абдуллин и др.] ; Под ред. Г. М. Цыпина. — М. : Academia, 2003. – 366 с.
  3. Психология одаренности детей и подростков: Сборник / Под. Ред. Н.С. Лейтеса.- М., 2000. – 470 с.
  4. Казиник М. С. Тайны гениев / М.С. Казиник: Новый Акрополь, 2011. – 592 с.
  5. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика / учебник для студентов музыкальных факультетов учреждений высшего педагогического профессионального образования / [Э. Б. Абдуллин и др.] ; под ред. Г. М. Цыпина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Академия, 2011. – 383 с.
  6. Торопова А.В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: диссертация … доктора психологических наук : 19.00.01 / Торопова Алла Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. — Москва, 2014. — 337 с. : ил.
  7. Акопян К. З. Мировая музыкальная культура [Текст] : творчество, исполнители, слушатели / К. З. Акопян, Н. И. Ильичева, М. А. Чершинцева. — Москва : Эксмо, 2012. — 478 с.
  8. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. — М. : ИПРАН, 1997. – 350 с.
  9. Громкое дело. Документальный фильм / Реж. Н. Воронов. – АНО культуры кинообъединение «Мастер», Россия, 2007.
  10. Сайт «Студопедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://studopedia.ru/11_141179_lektsiya—muzikalnoe-soznanie-ponyatie-istoricheskie-formi.html, свободный. – Загл. с экрана.