Стажировочная площадка для учителей музыки

21.12.2018 в Раменской СОШ № 1 прошла стажировочная площадка для учителей музыки «Проблемы и перспективы преподавания искусства в современной школе». Организатор и ведущий семинара — учитель музыки Раменской СОШ № 1 Алексей Сергеевич Виноградов. Программа семинара включала в себя «Музыкальное приветствие», в котором прозвучали лучшие музыкальные номера из недавно прошедшего концерта «Зимние грёзы» в исполнении А. С. Виноградова, В. А. Поповой, а также учащихся школы.

В официальной части семинара А. С. Виноградов представил слушателям доклады по двум направлениям своей работы. Темы докладов:

1. «Применение системы интерактивного опроса «Interwrite» на уроках музыки как инструмент повышения эффективности обучения».

2. «Внедрение авторской разработки ЭОР «Песенный материал для разучивания на уроках музыки» как средство повышения качества работы над вокальным репертуаром». (Разработан на основе рабочих тетрадей к программе «Музыка» В. В. Алеева).

Участники семинара работали с системой интерактивного опроса
«Interwrite», разбирали песенный материал по нотам с использованием компьютерной программы MuseScore, задавали вопросы, активно обсуждали представленные материалы. Автор предоставил доступ к своим разработкам на своём сайте мастермузыки.рф.

Семинар получил высокую оценку со стороны методиста Натальи Евгеньевны Банниковой и всех его участников.

Текст выступления

Цель моего сегодняшнего выступления – поделиться опытом, накопленным за последние несколько лет моей работы учителем музыки в общеобразовательной школе. Но не только опытом, а также вдохновением и теми наработками, которые, возможно, вас заинтересуют.

Каждый раз при подготовке к учебному году и к урокам передо мной, как и перед любым учителем возникают сложные задачи: как лучше преподнести материал, как эффективнее организовать деятельность учащихся, как добиться наибольшей активности учеников, как развить их слуховые и вокальные способности, как обеспечить необходимую накопляемость оценок. А главное, как сделать так, чтобы предмет «Музыка» был интересен учащимся, чтобы они получали удовольствие от самого процесса обучения, и чтобы их знания не были мимолётными, сиюминутными, а пригодились в дальнейшем, как в освоении самого предмета «Музыка», так и в межпредметных областях.

Наверное, поэтому каждый новый учебный год я что-то меняю в своей работе, отказываюсь от старых неэффективных методов, ввожу новые, более эффективные.

Программа, по которой преподаётся предмет «Музыка» в нашей школе – это программа Виталия Владимировича Алеева. За 17 лет работы мною были опробованы различные программы, в том числе Критской и Усачёвой. Однако мой выбор пал именно на программу Алеева, поскольку именно она соответствует моим представлениям о том, каким должен быть предмет «Музыка» в общеобразовательной школе. Поэтому все мои методы и стратегии направлены именно на реализацию данной программы.

В сегодняшнем своём выступлении я хочу раскрыть два таких метода, которые на сегодняшний день весьма эффективно способствуют реализации образовательной программы.

Первая тема моего выступления – «Применение системы интерактивного опроса «Interwrite» на уроках музыки как инструмент повышения эффективности обучения», а вторая тема – «Внедрение авторской разработки ЭОР «Песенный материал для разучивания на уроках музыки» как средство повышения качества работы над вокальным репертуаром».

Итак, первая тема.

В большинстве современных школ существует достаточно хорошая материально-техническая база, обеспечивающая подготовку и проведение уроков с использованием ИКТ. Это интерактивные доски, компьютеры, мультимедийные системы, системы интерактивного опроса. Этим оборудованием сегодня мало кого можно удивить. Однако умелое и рациональное использование этих средств пока доступно не каждому. Моё понимание роли ИКТ в организации учебного процесса заключается в тщательном продумывании использования данных технологий. Ведь главное на уроке – это прежде всего живое общение учителя и учащихся. И всё же в современных условиях невозможно полностью отказаться от возможностей, которые предоставляют ИКТ (тем более, если они у тебя есть).

Главным программным инструментом моих уроков, как и уроков многих учителей, является классическая презентация Power Point. Однако эта программа мною используется не в базовом варианте, а с расширенными возможностями, так называемыми надстройками. Именно о них я хочу и рассказать.

Сразу скажу, что при оформлении презентаций я использую минималистический стиль и никогда не нагромождаю слайды излишней информацией. При создании презентаций я не ставлю перед собой задачу сделать её зрелищной, поэтому избегаю большого количества иллюстраций, эффектов, стилей и т.п. Основные принципы в создаваемых мною презентациях – это ясность, читаемость, привычность для учащихся. При постоянном использовании этих принципов у учащихся вырабатывается нужная реакция на отображаемый материал. То есть они уже знают, в какой момент, что они должны делать без лишних слов учителя. Например: записать тему урока или текст для записи в рабочую тетрадь, ответить на вопрос, записать домашнее задание и т.д.

Что же касается расширенных возможностей программы Power Point, то для их использования программной составляющей не достаточно.

Кабинет музыки в нашей школе оснащён оборудованием для проведения интерактивного опроса. Это система опроса называется «Интерайт». Она состоит из комплекта пультов и двух ресиверов и позволяет получать обратную связь от аудитории. В кабинете установлено два ресивера (приёмника инфракрасного сигнала от пультов), подключенные к мощному компьютеру. Сами пульты находятся в специальной сумке. Перед каждым уроком учитель загружает в программу список определённого класса. Когда учащиеся заходят в кабинет, они берут свои пульты и регистрируются. Их фамилии перемещаются в правую часть таблицы. Таким образом, к опросу готовы все присутствующие учащиеся.

Основной модуль, который расширяет возможности презентации — это надстройка Flow (поток). Благодаря этой надстройке презентация превращается из инструмента демонстрации в инструмент опроса и тестирования. Эта надстройка устанавливается отдельно на компьютер и работает совместно с презентацией Power Point.

Интерактивные вопросы можно встраивать в любое место презентации, там, где это требуется по сценарию урока. Таким образом, презентация становится не просто визуальным рядом, а полноценным обучающим инструментом, сопровождающим ход урока.

Приведу несколько примеров опросов, где можно использовать данную систему.

Примеры: викторина, тест по нотам, длительностям нот и пауз.

Здесь мне бы хотелось отвлечься от темы выступления и упомянуть об одной интересной концепции. Несколько лет назад в Доме учителя было моё выступление, в котором рассказывалось о книге  под названием «Стать талантливым музыкантом? Легко!». Её написала наша соотечественница по происхождению Хелен Хайнер (Елена Николаевна) которая окончила московскую консерваторию по классу фортепиано, а позже переехала в США, где уже около 30 лет работает в музыкальной школе и даёт частные уроки. Хелен Хайнер разработала авторскую инновационную систему обучения игре на фортепиано «Софт Моцарт».

Эпиграфом к её книге, а по сути, и ко всей концепции, стали слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры — и я переверну мир!». Понятие «точка опоры» можно понимать в узком и широком смысле слова. В буквальном смысле это понятие обозначает инновационную систему обучения игре на фортепиано.

В широком смысле «точкой опоры» для изучение музыки является музыкальная грамотность, понимание музыкального языка. Эта мысль красной нитью прослеживается в её книге.

В своей книге она проводит  чёткую грань между уроками музыки и так называемыми уроками «о музыке». Если говорить коротко, то уроки музыки учат музыкальной грамотности, а уроки «о музыке» — пытаются лишь приобщить учащихся к музыке. Это всё то, что не обучает музыкальному языку, не прибавляет способностей и навыков школьникам.

После прочтения этой книги мне было очень отрадно увидеть в программе Алеева и в методических рекомендациях к этой программе похожие принципы и задачи, которые направлены, в том числе на освоение музыкального языка.

Возвращаясь к теме и возможностям презентации Power Point, хочу отметить, что очень полезной оказалась функция настройки времени показа и записи показа слайдов для уроков музыки. Благодаря этой функции во время прослушивания музыкального произведения нужная информация автоматически появляется на экране именно в нужное время. Например, во время прослушивания продолжительного произведения, можно на экран вывести текст для списывания в рабочую тетрадь, затем интерактивные вопросы. Это позволяет рационально и эффективно использовать время урока. Учащиеся во время звучания музыки получают указания не в устной форме учителя, а в виде команд с экрана. Например «Запишите в тетрадь», «Ответьте на интерактивный вопрос», «Запишите домашнее задание», «Обратите внимание на звучание какого-либо инструмента» и т.п. Читая эти команды с экрана, учащиеся активно выполняют заданные действия без лишних слов учителя.

В качестве примера предлагаю посмотреть фрагмент урока 7 класса.

После прослушивания происходит тщательный анализ произведения с использованием нотного примера.

Провести анализ мелодии и ритма египетской трубы.

Даже если учащиеся допустили ошибку при ответе на вопросы, у них всегда есть возможность заработать дополнительные баллы при устном обсуждении.

В данном случае система опроса выступает не столько средством контроля знаний, сколько средством активации внимания.

Предлагаю посмотреть два фрагмента уроков, на которых использовалась данная система.

Видео уроков.

Вторая тема.

«Внедрение авторской разработки ЭОР «Песенный материал для разучивания на уроках музыки» как средство повышения качества работы над вокальным репертуаром»

В начале этой темы своего выступления я хочу напомнить отрывок из книги одного из уважаемых мною людей – культуролога Михаила Казиника.

 Этот замечательный человек, музыкант, писатель, радиоведущий в своей книге под названием «Тайны гениев» рассказывает удивительную историю, произошедшую в начале XX века.

Это было в 1913 году.

Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии, приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди. Дядюшка снял медальон и протянул девочке.

Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме пяти нотных линеек и четырех нот: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала:

– Дядюшка, я знаю, что здесь написано. Ноты на медальоне означают: «Я люблю Вас».

В современных общеобразовательных школах мало кто из музыкальных педагогов всерьёз занимается с учениками изучением музыкальной грамоты, тем более, применением этих знаний на практике. Это обстоятельство обусловлено укоренившимся мнением, что данная область является прерогативой дополнительного образования, а именно, специализированных музыкальных школ.

Исторически в России сложилось так, что в большинстве современных школ либо полностью исключается изучение музыкальной грамоты, либо данной темы касаются весьма поверхностно, нередко ограничиваясь пением звукоряда и трезвучий. Между тем, современные общеобразовательные программы по музыке, в частности программа В. Алеева, четко и недвусмысленно ставит перед педагогом и обучающимися задачи, непосредственно касающиеся владения музыкальной грамотой. К этим задачам можно отнести анализ нотных примеров музыкальных произведений, которые приведены в учебниках, и пение по нотам. Для реализации последнего в состав УМК входят рабочие тетради («Дневники музыкальных наблюдений/размышлений»), в которых напечатаны мелодии песен для разучивания. Здесь перед педагогом и учащимися естественно возникают определённые трудности.

Первая трудность связана с обеспечением учащихся класса данными пособиями. Поскольку песенный материал приведён именно в них, а не в учебниках, приобретение данных пособий связано с дополнительными материальными затратами, которые готова понести не каждая школа и не каждый родитель. Вторая трудность заключается в необходимости безупречного владения педагогом данным материалом, чтобы обеспечить аккомпанемент этих песен (а их количество в каждом классе – от 30 до 40 и более). И, наконец, третья трудность – это способность ученика грамотно озвучить напечатанный нотный текст, т.е. разобрать и исполнить произведение по нотам.

Примечание: Использование так называемых «минусовок» для разучивания песенного материала автор считает нецелесообразным, поскольку эти фонограммы предназначены для профессиональных исполнителей и в большинстве случаев лишь сбивают учащихся при разучивании песни. Минусовки можно использовать на заключительных этапах работы над произведением при достаточно уверенном знании мелодии песни.

Для разрешения этих трудностей мною был разработан данный сборник, который включает в себя, за редким исключением, практически весь песенный материал, который авторы программы предлагают для разучивания.

В течение прошлого лета мною была проведена огромная работа над этим материалом.

Все песни из этих были набраны мною в нотном редакторе musescore. Ко многим песням были найдены инструментальные аранжировки.

На дисках записаны песни, взятые из нотных хрестоматий и рабочих тетрадей учебно-методических комплектов по музыке. Каждая песня записана в двух форматах – musescore и видео формате mp4.

Работа над каждой песней начинается на уроке. Причем для ознакомления с нотной записью учитель использует программу musescore, позволяющую пошагово разбирать произведение, изменяя темп, тональность, включая и выключая нужные партии. Это даёт возможность детально услышать и увидеть в нотной записи все нюансы музыкального произведения. Кроме того, в данной программе есть возможность остановки и возврата на необходимую ноту или такт. Данная система имеет явное преимущество перед так называемым разучивании на слух, поскольку задействуется не только слуховая, но и зрительная память учащихся.

Что касается нот в видео формате, то данный формат подходит для домашних заданий. Файлы легко прикрепляются к домашнему заданию в электронном журнале и учащихся могут проигрывать их на любом устройстве.

Для школьной библиотеки были заказаны и изготовлены специальные диски с песенным материалом. Учащиеся, не имеющие доступа к Школьному порталу, могут обратиться в библиотеку и получить данное пособие на диске.

Сборники «Песенный материал» на дисках, а также на иных носителях, включая Школьный портал, в настоящее время пользуются успехом, и помогают ученикам осваивать новые вокальные произведения, опираясь на базовые теоретические музыкальные знания. Большое количество произведений позволяет формировать репертуар вокальных коллективов учащихся для различных концертов и школьных мероприятий. Многие родители и учащиеся по достоинству оценили качество и содержание данного сборника, о чём свидетельствуют их отзывы.