Методика работы над произведением для ансамбля клавишных синтезаторов

«Солдатушки, бравы ребятушки» — русская военная строевая песня, широко известная в XIX — начале XX века; одна из самых популярных в XIX веке. Отличается большим количеством вариантов. Построена по принципу «призыв-отклик»; в качестве призывов используются родственные связи, в качестве откликов — различные военные термины или идеологические, реже бытовые символы [1].

Данное произведение, являясь народной песней, предполагает большую свободу в её аранжировке. Вместе с тем первичный жанр, лежащий в основе произведения — марш, определяет его строгий и ритмичный характер. Принцип «призыв-отклик», лежащий в основе песни, позволяет выстроить диалог между различными музыкальными инструментами (тембрами клавишных синтезаторов), участвующими в ансамбле. В аранжировке данного произведения можно использовать автоаккомпанемент маршевых стилей, варьируя и изменяя их от куплета к куплету. Также возможно использование шаблонов вступления (Intro) и заключения (Ending).

Форму этого произведения в обработке И. Красильникова можно трактовать как вариационную, поскольку первый раз тема-мелодия даётся в её основном виде, а в последующих куплетах она изменяется. Так во втором проведении мелодия становится прерывистой за счёт восьмых пауз на сильные доли, её интонации появляются на слабые доли тактов, добавляются опевания неаккордовыми звуками, изменяется направление мелодических фраз, появляются мелодические украшения – короткие форшлаги. В третьем куплете тема представлена не столько мелодией, сколько гармонией, поскольку изложена аккордами и более крупными длительностями — четвертными и половинными. Это создаёт определённый контраст предыдущему изложению. Четвёртый куплет по мелодии и ритму повторяет первый, однако может быть исполнен другим тембром.

Выбор музыкальных тембров задаёт жанр и характер произведения – военный строевой марш. В автоаккомпанементе предполагается использование соответствующих ударных инструментов – малого барабана, тарелок, большого барабана и т.п. Мелодические инструменты – это, прежде всего, инструменты духовых групп – деревянные и медные. Первоначально мелодию можно поручить трубе – яркому и наиболее характерному инструменту духового оркестра, во втором куплете – флейте с её лёгкостью и воздушностью, чтобы подчеркнуть мелодические взлёты музыкальных фраз. Также здесь возможно добавление флейты-пикколо. Третий куплет с его выдержанными аккордами – убедительно прозвучит в исполнении трёх валторн. Заключительный четвертый куплет может быть исполнен tutti, а также трубой или тромбоном.

Это произведение можно исполнить в ансамбле с двумя или тремя клавишными синтезаторами. В случае двух инструментов один из них может исполнять автоаккомпанемент и дублировать мелодию в отдельных частях, а другой собственно мелодию с переключением тембров. В составе с тремя инструментами первый исполняет аккомпанемент и подголоски, второй и третий могут исполнять музыкальную тему в форме диалога «вопрос – ответ». В третьем куплете на фоне звучащих аккордов можно исполнить мелодию, например, в низком регистре тембром тубы или тромбона. В четвёртом куплете возможно соединение нескольких тембров инструментов за счёт использования функций наложения тембров и разделения клавиатуры.

После распределения партий для исполнителей необходимо определить аппликатуру для каждой партии. В процессе разучивания пьесы необходимо добиваться чёткого ритма, точного соблюдения ритмического рисунка, выдерживания нот и пауз, как в исполнении отдельных учеников, так и ансамблем в целом. Здесь это особенно важно, поскольку ритм является основой маршевой музыки. Ученики должны слышать и понимать элементы музыкальной речи – мотивы, фразы, предложения и т.д. Различать интонации: вопрос, ответ, возражение, утверждение и т.п. Всё это ученики должны правильно передавать в своём исполнении.

В процессе работы над произведением ожидается, что ученики выучат его на память.

В ходе репетиций, особенно на заключительных этапах работы, необходимо провести звукорежиссерскую работу по выстраиванию динамического баланса между инструментами ансамбля и по панораме. При наличие звукоусилительной аппаратуры данные параметры выстраиваются с помощью микшерного пульта. Если планируется исполнение произведения на концерте, необходимо проводить репетиции в зале, где будет проходить выступление, добиваясь качественного звучания с учётом акустики зала.

Этапы работы над произведением

Задачи обучения Методы и приемы обучения
I этап — знакомство с произведением
Определить общее настроение и характер;Определить музыкальную форму произведения,  характер частей и соотношение между ними;Определить, нужен ли автоаккомпанемент для этой пьесы;Выбрать тембры для исполнения пьесы;Распределить партии для нескольких клавишных синтезаторов. Метод демонстраций. Предварительное прослушивание произведения в исполнении педагога и/или в записи. Эвристическая беседа. Анализ нотного текста произведения (обратить внимание на темп, тональность (знаки альтерации при ключе), тактовый размер). В ходе беседы педагог несколько раз проигрывает произведение в целом и частями, задаёт вопросы ученику о его впечатлениях, а также об особенностях данного произведения: его жанре, форме, тональности, фактуре и т.п. При этом сам педагог делает необходимые пояснения.
II этап — разучивание произведения
Выбор аппликатурыПостроение фразировки Работа над штрихамиСтилевая трактовкаВыполнение аранжировки музыкального произведенияСинхронность исполнения произведения несколькими инструментами (единство ритма, темпа, агогики)Заучивание произведения на память Эвристический или частично-поисковый метод. Роль ученика и педагога является активной при выборе аппликатуры. Педагог записывает аппликатуру в присутствии ученика, предоставляя возможность ему участвовать в продумывании принятии того или иного решения. Упражнения. Самостоятельная работа. Тщательное разучивание нотного текста в медленном темпе. В процессе разбора нотного текста определяется и отрабатывается фразировка, артикуляция и штрихи.Отрабатывается гармоническое сопровождение мелодии – своевременное взятие аккордов автоаккомпанемента.
III этап — повторение и закрепление
Контроль выученного произведения.Подготовка к концертному выступлению. Художественное исполнение всей программы на уроке. Репетиции в зале, в котором будет проходить концерт. Работа над сценической культурой.